Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся всестороннего анализа противоправного явления в российском обществе - коррупции и выработке механизмов по ее противодействию, поскольку в отечественном государстве в интересах общества крайне необходим отлаженный и действенный механизм противодействия коррупционным преступлениям, которые представляют для правового государства и гражданского общества серьезную опасность.
Коррупция как социальное явление представляется не только опасным фактором, подрывающим устои государственной власти и управления, общественной безопасности, дискредитировании деятельности органов власти, нарушения прав и интересов граждан, нарушений принципов законности, создании препятствий на пути проведения реформ в различных социально-экономических сферах, но и как причина, укрепляющая организованную, экономическую, политическую преступность.
Цель работы состоит в рассмотрение современного состояния коррупции и взяточничества в России.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие коррупции и преступлений коррупционной направленности;
- изучить правовое регулирование противодействию коррупции в Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
1. Понятие коррупции и преступлений коррупционной направленности
Понятие коррупционных преступлений не совпадает с понятием коррупции и не ограничивается получением и дачей взяток. Коррупция является широко распространенной категорией, которая объединяет широкий спектр коррупционных деяний. В этой связи коррупцию следует рассматривать не только как юридическое явление, но и как уголовное и социальное явление .
В международном праве коррупция чаще всего определяется как злоупотребление государственным положением в личных целях, в интересах третьих сторон. В соответствии с этим определением коррупция выходит за рамки подкупа и взяточничества, включая различные формы незаконного присвоения средств в частных целях.
Некоторые авторы предлагают понимать коррупцию как социальное явление, которое характеризуется тем, что должностные лица и другие сотрудники, используя свои служебные полномочия и возможности, обогащаются за счет заинтересованных лиц путем подкупа - продажности .
Другие ученые считают, что коррупцию следует рассматривать в широком и узком плане. В более широком смысле, эта категория означает злоупотребление государственной властью ради прибыли (взяточничество, непотизм, фаворитизм, протекционизм, служебные кражи, бездействие или злоупотребление политической или экономической составляющей или проявлением любого другого личного интереса в государственном или частном секторе). В узком правовом смысле коррупция рассматривается как подкуп, то есть как получение должностным лицом неправомерного денежного пособия или неимущественных преференций по причине его статуса или служебной деятельности. Что касается правовых аспектов, то правовая сущность коррупции заключается в предоставлении и получении различных видов материальных и нематериальных выгод, которыми обмениваются обе стороны в коррупционных отношениях .
Общепризнано, что категория «коррупционное правонарушение» носит межотраслевой характер и включает в себя административное коррупционное правонарушение, дисциплинарное коррупционное правонарушение, гражданское коррупционное правонарушение, этическое коррупционное правонарушение, наказуемое дисциплинарными санкциями, и коррупционное преступление .
Коррупционное преступление рассматривается как преднамеренное общественно опасное деяние, заключающееся в предоставлении или получении денег, ценных бумаг, другого имущества или других материальных преимуществ за совершение действий (бездействия) в интересах третьего лица.
Существует и другая, не менее важная проблема, а именно определение круга социально опасных деяний, которые должны рассматриваться как коррупционные преступления.
Следует отметить, что в практике применения закона нелегко определить, какие конкретные элементы следует рассматривать как коррупционные преступления. Трудности были обусловлены главным образом отсутствием законодательного определения коррупции.
В порядке реализации Национального плана противодействия коррупции был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» , где было впервые дано определение коррупции. Таким образом, в настоящее время к коррупции относится злоупотребление служебным положением, получение взятки, злоупотреблению властью, коммерческий подкуп или любым другим способом незаконного использования физическим лицом своего служебного положения в нарушение законных интересов общества и государства, с тем чтобы получить выгоду в виде денег, ценностей, других товаров или услуг материального характера, для себя или для третьих лиц, или незаконно предоставить такое преимущество этому лицу другими физическими лицами, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.
При этом ни в Уголовном кодексе Российской Федерации, ни в Федеральном законе «О противодействии коррупции» не раскрывается понятие коррупционных преступлений. Законодатель лишь пытался представить свой ориентировочный перечень таких преступных деяний (статьи 201, 204, 285, 290, 291 УК РФ) .
В теории уголовного права неоднократно предпринимались попытки выявить признаки и перечень таких преступлений. К примеру, Д.В. Мирошниченко отмечает следующие признаки коррупционного преступления:
1) действие, в которой участвуют, с одной стороны, должностное лицо, с другой стороны, любое другое лицо, заинтересованное в действии (бездействии) первого лица, определяемое условиями сделки;
2) действие носит возмездный характер, при котором обязанность должностного лица по совершению (бездействию) определенных операций соответствует обязательству третьего заинтересованного лица добровольно предоставлять материальное благо или предоставлять услуги материального характера;
3) действия сторон явно являются противозаконными для обеих сторон.
С. Максимов разделил все коррупционные преступления на три группы:
1) непосредственно коррупционные преступления (в узком смысле понятия), посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающие в качестве основного прямого объекта таких нарушений;
2) коррупционные преступления в широком значении понятия, посягающие на ту же социальную ценность в качестве обязательного дополнительного объекта, а также контрабанда, совершаемая должностным лицом с использованием его служебного положения, и организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения преступления;
3) коррупционные преступления, посягающие на социальную ценность, обозначенную как факультативный объект.
Официальный перечень коррупционных преступлений был утвержден прокуратурой Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации. В этом документе, в частности, определены следующие критерии, на основе которых незаконные действия должны рассматриваться как коррупционные преступления:
1) наличие соответствующих субъектов уголовного преступления, в том числе должностных лиц, упомянутых в примечании к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным органом, указанным в примечании к статье 201 Уголовного кодекса Российской Федерации;
2) связь действия субъекта с его служебным положением, отступление от установленных обязанностей;
3) обязательное существование мотива интереса субъекта (действие (бездействие) связано с получением прав и льгот для себя или третьих лиц);
4) совершение преступного деяния с прямым умыслом.
Исключение составляют нарушения уголовного закона, хотя и не отвечающие этим требованиям, но связанные с коррупцией в соответствии с международно-правовыми документами, ратифицированными Российской Федерацией и национальным законодательством, и связанные с подготовкой условий получения должностным лицом, должностным лицом местных органов власти, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгод в виде денежных средств, ценностей, других товаров или услуг материального характера.
В 2019 году зарегистрировано 30 991 преступлений коррупционной направленности (+1,6 %), удельный вес которых в общей структуре преступности второй год подряд не превышает 1,5 %.